Как известно, поддержка родного клуба не заканчивается одним лишь стадионом. Сегодня речь пойдет об истории одного из самых распространенных и в то же время старых способов такого суппорта – трафарете. Эффектно выразить поддержку или недовольство, не обладая навыками художника - всё это возможно благодаря трафарету. История возникновения трафарета очень давняя и насчитывает много тысячелетий. Первые примеры применения такого способа печати изображения были найдены в пещерах на территориях современной Франции и Испании. На потолке и стенах пещер нарисованы первобытные люди, их образ жизни, животные, сцены охоты… Трафаретами пользовались и в Древнем Египте. Особенно для получения рельефных изображений при украшении стен гробниц и футляров для мумий. Во времена XIX Династии, XIII век до нашей эры, строительства было много и художников для выполнения росписи не хватало. Поэтому применялась простая технология, не требующая высочайшей квалификации исполнителя. Работник, отвечавший за покраску, сначала переводил с выполненного художником на папирусе или коже картона (рисунок в натуральную величину) изображение на стену с помощью трафарета. Рисунок накалывали по-контуру, полученный трафарет накладывался на стену и через отверстия втирался угольный порошок. Этот способ используют и сейчас и называют «метод припороха». Таким образом, на поверхности оставался четкий след. Затем каменотес, углублял контур рисунка. Далее работник наносил внутрь абриса тонкий слой штукатурки и раскрашивал согласно картона. Китайцы же пошли еще дальше – используя бумагу из свойлоченных волокон древесины (вместо коры и листьев), украшали стены, фарфор, делали вышивку и окрашивали ткани. В многочисленных монастырях монахи с помощью трафаретов тиражировали «открытки» с изображением Будды и священные буддийские тексты в качестве пропагандистских материалов. В начале VII века н.э., вместе со многими другими заимствованиями из Китая бумага, а вместе с ней и трафарет попали в Японию где в 960-1280гг н.э. техника трафаретной печати достигла своего наивысшего расцвета. Японские мастера, применяли трафарет для печати по ткани из которой шили кимоно, украшения конских попон, боевых и парадных доспехов самураев. Запад знакомился с техникой изготовления трафарета из бумаги по мере развития торговли и торговых путей. По ним из Азии бумага попала сначала на Средний Восток и в VIII веке достигла Турции, а затем различные завоеватели и крестоносцы распространили эти знания по всей средневековой Европе. В те времена и в последующие века трафареты прочно укрепились в самых разных сферах повседневной жизни европейцев. С помощью трафаретов репродуцировали рисунки, изготавливали стяги для армий, странствующих рыцарей и пиллигримов, изображали на потолке жилищ священную монограмму HIS («Jesum Habemus Sosium» (лат.) – «С нами Бог»), а также раскрашивали священные манускрипты. И, кстати, впервые Библия была растиражирована не на печатном станке Гутенберга , а именно с помощью трафаретов. Во Франции в Ружене, в конце ХVII века(1688г) Жан Папильон придумал обои с рисунком нанесенным по трафарету, которые очень полюбились и мода быстро распространилась по всей Европе, особенно в Англии и Германии. Мастерские, выпускавшие расписанную по трафаретам мебель, первыми начали нанимать дополнительных работниц именно для нанесения рисунка. Часовщики – для украшения циферблатов часов, включая и техники золочения. Ювелиры – для инкрустирования серебром/золотом шкатулок, подносов и мн.др. Сегодня трафареты применяются в основном для декора и приносят некоторым предприятиям вполне реальные доходы. Однако, есть и другой тип трафарета - несущий в себе какой-то смысл, как например «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», то есть заставляет задуматься, а не просто радует глаз, как все эти декоративные картинки. В следующей части рассказа о трафаретах, пойдет речь о таинственном человеке, который поднял этот вид искусства на несколько десятков ступеней вверх. Выбрав своей мастерской городские улицы, он приобрел огромную популярность и уважение среди всех слоев населения многих стран. |
|